Основная идея, лежащая в основе концепции современного пользовательского интерфейса ПК, Ц уподобить манипуляции с виртуальными объектами операциям с предметами материального мира Ц переносить их, разворачивать, нажимать на виртуальные кнопки и т.д. Большинство из них человек выполняет руками, и как следствие Ц наиболее удобным манипулятором оказывается устройство, напрямую лтранслирующее╗ движения руки в действия на экране.

Используя ту или иную технологию, мышь регистрирует свое перемещение в пространстве, а ее драйвер и операционная система соответствующим образом перемещают курсор по экрану. В свою очередь прикладные программы, запущенные на ПК, получают от ОС сведения о том, что курсор находится над тем или иным элементом их пользовательского интерфейса, и заданным образом реагируют на действия мыши Ц нажатие клавиш и вращение колеса прокрутки.

 

Историческая справка


Первая компьютерная мышь представляла собой грубую деревянную коробку с двумя большими колесами внутри и единственной кнопкой. Устройство было представлено публике в далеком 1968 году (хотя трекбол еще старше Ц его придумали в 1952-м для канадских вооруженных сил), а свое название манипулятор получил еще в лаборатории, до презентации широкой общественности.

Автор мыши Ц Дуглас Энгелбарт, одна из ключевых фигур в компьютерной истории. Изначально манипулятор был лишь частью глобального проекта под названием NLS (oNLine System), в который входили такие фундаментальные разработки, как система гипертекста, электронная почта, оконный интерфейс и так называемая газетная парадигма Ц все это было представлено впервые! По сути, NLS заложил основы функциональности ПК и современного облика Интернета. На фоне этих достижений первые компьютерные видеопрезентации и программа для совместной работы над текстом, которые тоже разработал центр Дугласа Энгелбарта, выглядят малозначительными...

Однако большинство изобретений центра Энгелбарта (и мышь в их числе) долгое время пролежало лна полке╗ и впервые нашло практическое применение лишь через 16 лет (в 1984 году) Ц в компьютерах Apple Macintosh.


Типы компьютерных мышей

Есть ряд способов регистрации движений мыши. Перечислим их в порядке появления в истории.

  • Шариковые мыши, как ясно из названия, используют вращающийся шарик. Он монтируется в корпусе мыши так, чтобы немного выступать через отверстие на днище, а с боков к нему лпристраиваются╗ два валика (чаще всего есть и третий валик, но он выполняет служебные функции Ц прижимает шарик), каждый из которых вращает диск с радиальными прорезями. При движении мыши диск с прорезями начинает вращаться и прерывает при этом световой луч; информация о вращении диска считывается сенсором, состоящим из светодиода и фотоэлемента. Микроконтроллер мыши анализирует частоту прерываний сигнала и направление вращения обоих дисков и таким образом определяет, куда переместилась мышь. Полученные данные отправляются на ПК.
     

    КОВРИК ДЛЯ МЫШИ


    Коврики, столь популярные в эпоху шариковых мышей (когда они были абсолютно необходимы), сегодня имеют минимальную практическую ценность. Акцент при их изготовлении сместился на дизайн и эксклюзивные лфишки╗: выпускаются коврики с мягкими подушечками под запястье, со светодиодной подсветкой или из лкосмических╗ материалов, которые по заявлению производителей резко повышают точность позиционирования курсора...


    Шариковые модели менее надежны, чем более современные оптические (см. ниже). Во-первых, точность позиционирования курсора у них невелика. Во-вторых, при отрыве от поверхности и последующей лпосадке╗ на нее мыши шарик смещается и курсор лскачет╗. Наконец, шарик и валики собирают на себя весь мусор и пыль со стола, из-за чего их периодически приходится чистить. 

  • Оптические мыши имеют на лбрюшке╗ светодиод (обычно красный), освещающий рабочую поверхность. Находящаяся рядом микрокамера лнаблюдает╗ и непрерывно делает снимки с частотой несколько тысяч кадров в секунду. На основании различий между ними делаются выводы об изменении положения мыши, которые и отправляются на ПК.
    В отличие от шариковых аналогов оптические мыши более надежны в эксплуатации и обеспечивают большую точность позиционирования курсора. Особенно заметно это при работе в чувствительных к точности движений приложениях: графических редакторах и играх. А так как оптическая мышь не имеет иных подвижных частей, кроме кнопок и колеса прокрутки, отпадает необходимость в чистке ее механизма, да и устройство получается более надежным. Лишь нижнюю поверхность мыши следует иногда чистить Ц чтобы ничто не мешало ее идеальному скольжению.

    Оптические мыши способны работать на поверхностях разного типа и не нуждаются в коврике. Однако очень гладкая поверхность, например зеркало, стекло или лакированный стол, для работы все же не подходит, так как получаемые микрокамерой изображения в этом случае мало чем отличаются друг от друга. Как результат Ц указатель мыши беспорядочно прыгает по экрану монитора или, наоборот, стоит на одном месте.
     

  • Лазерные мыши Ц это усовершенствованный вариант оптических. Вместо светодиода в них используется полупроводниковый лазер, что обеспечивает более высокое разрешение съемки рабочей поверхности, благодаря чему увеличивается точность позиционирования курсора. За счет этого появляется возможность лгонять╗ мышь по еще более лтрудным╗ поверхностям, вплоть до ткани.  
     

  • Мышь BlueTrack олицетворяет лоткат╗ от лазерной технологии к использованию традиционного света, только вместо красного светодиода (что очевидно из на- звания) в ней установлен синий Ц он позволяет получать более контрастное изображение рабочей поверхности. Кроме того, освещаемый участок Ц в четыре раза шире, чем у оптических манипуляторов первого поколения. В результате мышь оказывается еще менее лкапризной╗, чем лазерные модели: становится возможной работа на полированных поверхностях (разве что не на стекле или зеркале) и даже на коврах. Технология BlueTrack Ц эксклюзивная разработка компании Microsoft, но она уже претендует на роль будущего индустриального стандарта.  
     
    Интерфейс подключения
    Для соединения с ПК мышь может использовать четыре различных интерфейса.

    Лишь немногие мыши в настоящее время подключаются к зеленому разъему PS/2 (фиолетовый используется для подключения клавиатуры). Недостаток этого интерфейса известен: во время работы компьютера отключать или подключать мышь нельзя, так как это может привести к системному сбою. Кроме того, цифровая техника стремится к унификации интерфейсов, поэтому разъемы PS/2 уже исчезают с панелей материнских плат, как в свое время исчез порт COM, к которому некогда подключались лдревние╗ мыши.

    Мышей с интерфейсом USB сегодня большинство. Их можно подключать и отключать вовремя работы компьютера, а если свободного USB-порта на компьютере нет Ц присоединять к разъему PS/2 с помощью переходника.

    Мыши с радиоинтерфейсом не нуждаются в проводах, а приемник их сигнала подключается к USB-разъему компьютера.

    Мыши с поддержкой Bluetooth стоят дороже, чем их аналоги с обычным радиоинтерфейсом, но использование цифрового канала связи позволяет не только защитить передаваемые данные от перехвата (что актуально для немногих частных пользователей), но также избежать проблем, связанных со взаимным влиянием двух или более манипуляторов, работающих в одном помещении. Большинство таких моделей комплектуется миниатюрным USB-адаптером, то есть могут быть подключены к ПК, не имеющим встроенного Bluetooth-модуля (большинство из них напрямую со встроенными модулями и не работает). Недостаток беспроводных мышей Ц как с интерфейсом Bluetooth, так и без него Ц в необходимости использовать для их питания аккумуляторы или батарейки. По этой же причине беспроводные мыши всегда оказываются тяжелее своих лхвостатых сестер╗ и их вес нередко бывает плохо сбалансирован.

    Конкуренты мыши

    Наиболее перспективные конкуренты мыши Ц сенсорные дисплеи. Логика появления таких устройств управления понятна: мышь выступает лишь в качестве посредника между рукой человека и пользовательским интерфейсом на экране, а непрерывные усовершенствования ее функциональности и эргономики преследуют одну цель Ц забыть о ее существовании во время работы и двигать лнепосредственно╗ курсор, а не манипулятор (не случайно появилась шутка: вы проводите слишком много времени за компьютером, если пытаетесь согнать муху с экрана при помощи курсора). В таком случае, почему бы не отказаться от этого промежуточного звена?

    Возможность нажимать кнопки непосредственно на экране Ц стилусом или пальцами Ц появилась сравнительно недавно по меркам компьютерной истории, но уже широко используется в мобильных устройствах: карманных ПК, плеерах и смартфонах. Несмотря на это, на более крупных экранах лтрогательная╗ технология не прижилась, и тому есть несколько причин.
     

  • Экран карманного устройства можно лпройти╗ от края до края одним движением пальца. лСовершать пассы╗ над интерфейсом, помещенным на экран крупного монитора, куда менее удобно.
     

  • Покрытие, чувствительное к нажатию или прикосновению, существенно ухудшает параметры дисплея, поверх которого оно расположено. Это легко заметить на примере мониторов и ноутбуков, экран которых совмещен с графическим планшетом.
     

  • Наконец, привлекательная идея управления пальцами несовместима с современными операционными системами: элементы их интерфейса слишком мелкие для этого, а полноценных средств масштабирования до сих пор нет.  
      Куда более востребованными оказались близкие по концепции устройства Ц графические планшеты. На то, чтобы полностью заменить мышь, они не претендуют. Хотя их и можно использовать в такой роли, привыкание к выполнению размашистых движений и абсолютному позиционировании курсора (координаты плоскостей планшета и монитора прямо сопоставлены Ц помещение пера в определенную точку плоскости мгновенно перемещает курсор в соответствующую точку экрана), а также развитие лтвердости руки╗ займут немало времени. Обычно планшет используется параллельно с мышью и лишь в ряде приложений Ц в основном в графических редакторах.

    Другое устройство, некогда пытавшееся потеснить мышь с пьедестала, Ц трекбол. Его можно описать как перевернутую механическую мышь с гипертрофированным шариком, который пользователь вращает пальцами. Курсор в этом случае контролировать куда труднее. Сегодня трекболы по большей части забыты, ими пользуются лишь некоторые профессионалы (например, звукооператоры). Но именно трекболы успели породить своеобразный манипулятор для управления ПК ллежа на диване╗ (и поэтому иногда предлагаемый производителями компьютеров-медиацентров). Такой манипулятор берется в ладонь как обычный лленивчик╗, а его шарик пользователь вращает большим пальцем той же руки.

    Наконец, существуют перчатки, которые предназначены для использования в комплекте со шлемами виртуальной реальности. По идее, подобные решения позволяют едва ли не стереть грань между реальными и виртуальными объектами, но на практике они столь же далеки от массового использования, как и в момент своего появления. И причина не столько в сложности адаптации интерфейсов существующего ПО к новому манипулятору и дороговизне решения, сколько в том, что человек не готов для выполнения любой работы за компьютером отрезать себя от мира, надевая шлем, и размахивать руками.

    Единственная область, где лхвостатое╗ устройство уже давно потеснили конкуренты, Ц это игры. Все игровые приставки используют в качестве основного манипулятора геймпад: многие игроки, лпересевшие╗ на приставку с ПК, сообщают, что даже в кросс платформенных и портированных с персонального компьютера играх пользоваться им вполне удобно. А вот веб-серфинг на приставках с геймпадом все-таки остается лсвоеобразным╗ удовольствием.

     

    лОТЕЦ╗ DOOM И QUAKE ПОДДЕРЖИВАЕТ МЫШЬ


    Джон Кармак, создатель программного кода знаменитых игр Doom и Quake, в интервью журналу PC Gamer заявил, что для игры в шутеры с видом от первого лица (не говоря уже о веб-серфинге) комбинация мыши и клавиатуры гораздо удобнее, чем любой аналоговый геймпад.


    Выбор мыши

    При выборе лхвостатого помощника╗ необходимо обращать внимание на ряд его характеристик.
     

  • Форма корпуса. Классическая мышь имеет симметричный корпус, который подходит как для правшей, так и для левшей. Однако многие производители левшей игнорируют, выпуская манипуляторы, предназначенные исключительно для праворуких пользователей. Их форма создана с учетом анатомии кисти человека, благодаря чему устройство хорошо ложится в руку и легко в ней удерживается (для этого корпус часто снабжается шершавыми вставками). Существуют и мыши со стильным уплощенным корпусом Ц на них, как правило, можно только любоваться: использовать такие манипуляторы весьма неудобно.

     

    Сколько нужно кнопок


    Стандартом для компьютерной мыши является наличие двух клавиш Ц их достаточно для выполнения всех действий в Windows. В 90-х годах в продаже было немало трехклавишных мышей, но затем средняя клавиша совместилась с колесом прокрутки.

    Большинство современных мышей оснащается по крайней мере одной- двумя дополнительными кнопками, функции которых нередко можно настраивать. Количество кнопок у лнавороченных╗ геймерских моделей может достигать полутора десятков! Мышиное колесо также приобрело дополнительные функции: боковую прокрутку документов с помощью наклонов вбок или возможность вращения по инерции. В эксклюзивных моделях мышей вместо колеса используется шарик с функцией прокрутки во всех направлениях или даже сенсорное окошко.

    Между тем пользователи компьютеров Macintosh долгое время

     

    обходились и до сих пор нередко обходятся однокнопочными мышами Ц даже без колеса прокрутки, хотя в арсенале Apple есть и более лпродвинутые╗ модели манипуляторов.



     

  • Габариты. Портативные мыши для ноутбуков невелики, и пользователю с большой ладонью придется держать их кончиками пальцев. Крупные модели с улучшенной эргономикой удобны, но занимают немало места.
    Обратите внимание и на вес лгрызуна╗. Тяжелые мыши позволяют более точно позиционировать курсор, что пригодится в графических редакторах, но менее удобны в играх. Некоторые мыши позволяют менять свой вес с помощью набора грузиков.
     

  • Точность позиционирования. Она определяется прежде всего разрешением оптического сенсора (исключение составляют шариковые мыши, которые уже давно не производятся), которое измеряется в точках на дюйм (dpi Ц dots per inch). Для работы с офисными приложениями достаточным разрешением является 800 dpi. Геймерам и дизайнерам требуется 2000 dpi и более.
    Помимо высокой надежности, модели с большим разрешением часто позволяют менять его лна лету╗: при переходе от более низкого к более высокому разрешению скорость перемещения курсора сильно возрастает, а точность позиционирования не уменьшается. Основное применение эта лфишка╗ находит в играх: большую часть времени используется максимальное разрешение, а при необходимости точно прицелиться оно лсбрасывается╗ и движения курсора замедляются.

  • Частота сканирования важна в первую очередь для игр жанра 3D-экшн. Этот параметр указывает на то, сколько снимков рабочей поверхности в секунду делает сенсор мыши. Чем его значение выше, тем более плавно, без рывков перемещается курсор. У топовых игровых мышей частота сканирования достигает 5000 кадров в секунду.  

  • Интерфейс и длина кабеля. В качестве способа подключения к ПК стоит предпочесть USB: порты PS/2 уже пропадают с материнских плат. Кроме того, мыши с разъемом USB можно подключать через разветвитель. Если же хаб не используется, а компьютер стоит под столом, кабель лгрызуна╗ должен быть довольно длинным Ц до 2 м.
    Вариант, который устроит всех, Цстандартная проводная офисная USB-мышь средних размеров, с симметричным корпусом.

    Если одновременно с мышью приобретается клавиатура, то стоит купить их вместе, в виде единого комплекта. С точки зрения внешнего вида и функциональности устройства, входящие в такие наборы, как правило, идеально подобраны друг к другу к тому же, покупать, их выгоднее, чем клавиатуру и мышь по отдельности.

     

    Игровая мышь


    Геймерские мыши обладают рядом особенностей, которые отличают их от обычных офисных и домашних лгрызунов╗. При выборе оружия для компьютерных баталий нужно обратить внимание на следующие характеристики манипулятора.

    Высокое разрешение сенсора. У топовых моделей лгрызунов╗ этот параметр может достигать 4000 dpi, хотя достаточно будет и 2000.

    Эргономика. Мыши с выпуклой ланатомической╗ формой корпуса не лучшим образом подходят для игры.
    Большую скорость и точность движений обеспечивают слегка уплощенные, вытянутые мыши с небольшим весом. Их часто держат пальцами: целиком лежащая на корпусе манипулятора ладонь тормозит реакцию, как и большой вес устройства. Хорошим примером являются игровые мыши фирмы Razer. К тому же они стильно выглядят.

    Особенности клавиш. Основные клавиши мыши должны иметь небольшой ход и нажиматься без усилий. Кнопка для изменения разрешения лна лету╗ является полезной опцией, а вот массой дополнительных настраиваемых кнопок можно пренебречь.
     
    лНизкая посадка╗. Курсор не должен перемещаться, даже если вы будете водить мышью на высоте нескольких миллиметров от стола. Иначе при отрыве мыши от поверхности и ее лприземлении╗ прицел будет сбиваться. Проводной интерфейс. Беспроводные мыши для игры мало пригодны, так как радиоканал незначительно, но все-таки замедляет реакцию курсора на перемещение манипулятора. Кроме того, за счет аккумуляторов или батарей беспроводные мыши всегда довольно увесисты, а значит, менее подходят для быстрых движений.


     

  •  

    Сайт управляется системой uCoz